КП ОФ-14403/1

Название предмета: 
Батик. "Ход вещей". Триптих. Часть 1.
Фонд хранения: 
Материал и техника: 
шелк искусственный; батик холодный
Размеры: 
70х70 см
Краткое описание: 
Изображение слона в полупрофиль (видны только одна ушная раковина и один бивень), идущего вправо. Фигура слона утрированно-округлая, условно вписана в круг, "вырезанный" в змеиной коже (отчётливо прописаны чешуйки). На чёрном туловище слона - попона с концентриескими полосками: 3 полоски с цветочным орнаментом, остальные - из белых кружевных прорезей. Низ попоны оторочен кружевными белыми медальонами. Такая контрастность чёрного и белого задаёт определённый ритм. Малиновые и голубоватые тона, присутствующие в цветочных орнаментах попоны, перекликаются с густо-малиновым внутренним кругом, в который вписана чёрная фигура слона. Внешние круги змеиной кожи представлены в градации тонов от малинового к розовому, затем к голубовато-розовому и, наконец, к сиренево-розовому, затем плавно переходящего в общий фон из змеиной кожи, решённый в зеленовато-сиреневых тонах с фиолетовыми вкраплениями (отдельные чешуйки). Густота малинового ослабевает в нижней части полотна. Ухо слона окрашено в чётко чередующиеся продольне белые и чёрные полосы, идущие не параллельно друг другу, а выходящие из одного "куста". Чёткость в чередовании полос задают белые продольные узкие полоски, рассекающие чёрный фон с зеленоватым оттенком и малиновыми бликами на полосы. Внешняя часть ушной раковины завёрнута вовнутрь (чёткость полос хорошо просматривается и на обратной стороне ушной раковины). Резкая очерченность полос на ушной раковине и её резко-очерченный край ассоциируется с тем, что она вырезана из полосатого чёрного агата. На голове слона (почти, нависая над хоботом ) сидит погонщик, изображенный в профиль. На голове - подобие белой чалмы, сам облачён в белые одежды. Видна белая палка (не видно рук, в которых он её удерживает). Хобот слона исчерчен поперечными узкими белыми и чёрными полосками. Виднеется фрагмент попоны, украшающей хобот слона в его верхней части. По краю эта мантия оторочена белыми кружевными медальонами, а в общем является продолжением основной попоны. На спине слона сидит женщина в чёрной кофте, её кружевная юбка одновременно является последним концентрическим кругом верха попоны, самым малым в диаметре. Судя по костюму женщины, она, скорее всего танцовщица. Подле слона (между двух его ног) еще одна человеческая фигура. Профильное изображение стройного мужчины, обнаженного по пояс, на голове - подобие белой чалмы, ниже - белая юбка в пол на красном поясе. Обнажённая часть туловища телесного цвета. Видимо, это второй погонщик, так как он тоже удерживает в руках белую палку. Все три части этого триптиха - произведения философского толка. Но только все вместе они иллюстрируют понимание автором выражения философского толка "ход вещей" . С одной стороны, слон с фигурами людей поворачивается к зрителю в профиль (ход вправо), в фас, в профиль (ход влево). Чёрный слон символизирует будни, розовый - праздники. Эта смена состояний происходит чётко в ритме жизни. Всё как бы идёт само собой, по установленному выше порядку и ничто не нарушает этот "ход вещей". А , с другой стороны, слоны такие огромные, что не могут развернуться на ограниченном пространстве. И всё, что крупное, солидное, массивное, будь то жизненные формы, или социальне структуры, при потрясениях и крупных переменах в жизни не могут, подобно слону, быстро "развернуться", а потому как правило, их судьбы не обходятся без катастрофических последствий и тогда нарушается обычный "ход вещей".